Полтысячи лет назад человек, по имени Леонардо да Винчи, сел и нарисовал дизайн для чего-то, что он явно задумал улучшить. Сейчас мы называем это классической музыкой. Он так никогда и не создал эту вещь. Может быть, он был слишком занят? Живопись, загадки и головоломки, картина какой-то девушки, изобретение парашюта… да мало ли что там было. Независимо от причины, спустя более чем 500 лет после того, как да Винчи сделал первые наброски инструмента, он, наконец, был создан. Из зала этот инструмент выглядит как типичный рояль. Но едва на нём начинают играть, становиться понятно, что звук у него намного ближе к струнным. И неспроста. Инструмент называется Viola Organista (Виола Органиста) и был изобретен да Винчи с характеристиками клавесина, органа и виолончели. Соответственно и звук у инструмента жилистый, как у струнного, но с четко выраженными фортепианными тонами. Основной принцип работы Viola Organista схож с рояльным – тот же набор клавиш, наличие педалей. Но в отличие от рояля, у изобретения Леонардо да Винчи внутри находятся четыре набора струн из конского волоса, расположенных по аналогии со скрипичной подставкой – полукругом. Звучать струны в Viola Organista заставляют вращающиеся диски, которые приводятся в движение педалью. Исполнитель раскручивает диски, при нажатии на клавишу крючок, поддерживающий струну, опускается и струна касается диска – таким образом, получается звук. Польский пианист Slawomir Zubrzycki потратил 3 года и 5000 часов, чтобы осуществить сборку Viola Organista. Теперь в его распоряжении находится единственный в своем роде инструмент, который был разработан да Винчи — гением эпохи Возрождения. И которому так и не суждено было его услышать. Ну а мы будем надеяться, что Viola Organista не останется единственным экземпляром и со временем новый музыкальный инструмент присоединиться к своим собратьям, ожидавшим его около 500 лет.